Пятница, 19.04.2024, 11:16

МАФСУ "СШОР №3" г.Кемерово - Официальный сайт
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
"Спортивная школа олимпийского резерва №3"

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [16]
Поиск
Полезные ссылки

Сайт государственных и муниципальных учреждений



Официальный интернет-портал правовой информации

Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово
Бережливое производство

 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

О вреде табакокурения
КУРЕНИЕ  И ДЕТИ 

В России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает более 260 тыс. человек. Последние годы отмечается отчетливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодёжи и более раннему началу регулярного курения. Так, в старших классах курят 50% мальчиков и 40% девочек. Многие дети начинают курить к тому времени, когда им исполняется 11 лет, а увлекаются в возрасте 14 лет.

Что ожидает ребёнка, пристрастившегося к курению?

• Дети гораздо быстрее, чем взрослые привыкают к курению. Если подросток выкурил хотя бы 2 сигареты, то в 70 случаев из 100 он будет курить всю жизнь.

• Не имея денег на курево, дети стараются докурить сигарету до конца, иногда собирают окурки. Этим они подвергают своё здоровье ещё большей опасности, так как концентрация табачных ядов в окурках гораздо выше (уже не говоря о правилах гигиены). 

• Особенно опасно влияние курения на психику и нервную систему ребенка. Дети становятся легко возбудимыми, раздражительными, у них нарушается сон и аппетит, снижается работоспособность. Это сказывается на успеваемости в школе, спортивных достижениях. 

• Повышенная возбудимость может привести к юношеской гипертонии, (которая в 30% случаев приобретает злокачественное течение), язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

• Нарушается деятельность желез внутренней секреции, что может замедлить рост и половое созревание.

• Возникают проблемы с органами дыхания, такие как кашель, хронический бронхит, бронхиальная астма. Курение с 12 лет делает весьма вероятным развитие рака легких к 40 годам. 

Такая вот невесёлая информация.

Поэтому взрослым очень важно помочь детям понять с раннего возраста, что курение опасно и смертельно. Родители, как правило, имеют больше влияния на детей, чем кто-либо другой, поэтому заблаговременно начинайте диалог со своими детьми. Сообщите им, насколько серьезной является склонность к никотину и просвещайте их о рисках, связанных с курением. Развивайте в них здоровую ненависть к курению. Чем больше вы сможете сделать на ранней стадии развития своего ребенка, чтобы отвратить их от курения, тем больше шансов, что в дальнейшем он избежит этой пагубной привычки.

Так как же наиболее четко и понятно донести до детей мысль о том, что курение – плохая идея.

Советы о том, как говорить с детьми младшего возраста:

• Говорите с ними прямо, о рисках, связанных с курением. Если у вас были друзья или родственники, которые умерли от связанного с курением заболевания, поделитесь правдой об этом с вашим ребенком.

• Помогайте своим детям в развитии здоровой самооценки. Если они будут чувствовать себя уверенно и будут уверенны в себе, то станут более приспособлены для сопротивления социальному давлению в отношении курения сигарет.

• Обсуждайте с ними способы, благодаря которым, они смогут сказать нет курению. Помогите им подготовиться к ситуациям, разыгрывая потенциальные сценарии, с которыми они могут столкнуться в общении с друзьями. Придумайте небольшую ролевую игру. Задайте им вопросы, такие как, «Что бы ты сделал, если бы твой лучший друг попросил тебя закурить?» Помогите им разработать способы сказать «нет», не теряя при этом друзей.

• Расскажите своему ребенку, что курение в кинофильмах и на телевидении НЕ здорово. Наблюдение своих любимых звезд курящими, может очень сильно повлиять на молодого человека, поэтому нужно знать о том, что смотрит ваш ребенок и быть готовым противостоять этому...

Помогите своим детям сделать правильный  выбор. Может быть не просто словами, а собственным примером?

Советы о том, как говорить с подростками.

Подростки, как правило, иронически относятся к нашим взрослым попыткам поговорить о вреде курения. Мы говорим о вреде, которое курение наносит здоровью, а это производит на человека 12-16 лет такое же впечатление, как сообщение о том, что в соседней галактике нет жизни. Грустно, как говорится, но как-нибудь переживем. К сожалению, подросток почти абсолютно ориентируется на окружение. Для него, то, что делают сверстники важнее того, что может сообщить нарколог или о чем каждый вечер просят папа и мама. 

Все взрослые, которым хочется удержать подростков от курения, традиционно рассказывают им о вредном влиянии курения на здоровье. Многим педагогам и медицинским работникам хочется иметь фотографии или макеты легких курильщика, и они почему-то надеются, что эти фотографии могут удержать подростков от курения. При этом они в большинстве случаев рассматривают подростков через призму своих взрослых ценностей, например, о том, что здоровье важно, и что его нужно беречь. Однако подростки отличаются от взрослых. Для них пока трудно представить, что через тридцать или сорок лет с ними случится что-то страшное. Для них это непостижимо далеко.

Что могут сделать родители для защиты своих будущих внуков от табачного дыма

Одна из участниц нашего исследования, которая не смогла отказаться от курения во время беременности, в качестве причины указала на свою мать, которая всегда курила. Поэтому самое первое, что могут сделать родители для своих детей и внуков, чтобы защитить их от табачного дыма, - это не курить.

Кроме того, родители, если они познакомились с приведенными выше материалами, могут помочь своим детям прочувствовать приведенную здесь информацию на примерах жизни семьи. Даже в самых некурящих семьях почти всегда есть примеры куривших или бросавших курить родственников, и жизнь почти всех семей пронизана примерами влияния курения на здоровье ее членов. Знакомство с научными данными о влиянии курения на здоровье иногда помогает по-новому прочесть семейные истории и по-иному отнестись к известным фактам. Именно родители могут по-новому пересказать своим детям семейные истории.

Отец может вместе с сыном вспомнить посещение родственников, у которых в спальне уже много лет стоят две отдельные кровати и всегда клубится табачный дым. Мальчику вряд ли удастся увидеть за этим влияние курения на потенцию, а отец может ввести его в данную тему.

Кто-то может вспомнить собственные или чьи-то проблемы с неустойчивостью настроения, частыми депрессивными состояниями и вдруг вспомнить, что в период, предшествующий рождению этого человека, кто-то из родителей курил.

Одна из женщин, участвовавшая в проводимом нами исследовании, вспомнила, что когда она находилась в роддоме со своим ребенком, ее соседка по палате, которая после родов пыталась сократить потребление сигарет, никак не могла успокоить ребенка во время кормления. Он плакал, кричал, когда другие дети уже засыпали. И когда она решила непосредственно перед кормлением покурить (что, разумеется, категорически противопоказано), ребенок был доволен качеством материнского молока и быстро успокоился. Столь явное проявление никотиновой зависимости у новорожденного ребенка, мама которого курила во время беременности, производит ужасающее впечатление.

Кроме творческого обсуждения темы курения вообще, родители могут поговорить с ребенком о его курении. Важной для определения того, будет ли молодой человек курить в будущем, является реакция родителей на его эксперименты с сигаретами. К сожалению, в некоторых ситуациях курение детей оказывается почему-либо выгодным для их родителей, как бы нелепо это ни выглядело. 

История девушки Оли состояла в том, что она начала курить и ожидала разговора с родителями, который мог бы остановить ее. Некурящая мать не говорила ничего, только озлоблялась и устраивала обыски в Олиных вещах. Курящему отцу было приятно подчеркивать, что дочь теперь взрослая и с ней можно курить на равных. Заняв такую позицию, отец поддержал взрослость дочери, в чем она нуждалась, но одновременно поддержал и ее курение. Девочка фактически оказалась в центре родительского конфликта по поводу курения. В этом случае ребенок с его курением оказывается инструментом для конфликтующих родителей. Отец использовал дочь для отстаивания собственной позиции в конфликте с женой, не беспокоясь об интересах дочери, а мать боролась с новой проблемой старыми методами, которые и прежде доказали свою неэффективность. Потребность же девочки в том, чтобы получить признание собственной взрослости со стороны родителей, не удовлетворялась. Кстати говоря, это признание взрослости можно продемонстрировать, когда мать с дочерью или отец с сыном обсуждают те же самые вопросы репродуктивного здоровья.

Разговаривая с детьми о курении, очень важно внимательно их слушать, реагировать на то, что они говорят, а не на то, что мы сами думаем или что ожидаем услышать.

Что может сделать администрация школы

Меньше всего подростков курит в тех школах, где курение запрещено для всех - как для учеников, так и для педагогов и сотрудников. Никто не имеет права курить на территории школы. Введение таких запретов находится во власти администрации школы, и эта мера весьма эффективна.

Что могут сделать педагоги

Разумеется, больше всего возможностей у преподавателей биологии. Они могут упоминать влияние курения при изучении почти всех тем, касающихся анатомии или физиологии человека. Есть о чем поговорить и преподавателям таких курсов, как валеология, безопасность жизнедеятельности, если они преподаются в данной школе. Очень удачным для данной темы был когда-то существовавший предмет об этике и физиологии семейной жизни. При большей изощренности такую работу, вероятно, могут проводить преподаватели литературы, истории, других предметов. 

Немалые возможности есть у классных руководителей, нацеленных на решение воспитательных задач. Самостоятельно или вместе со школьным медицинским работником они могут проводить беседы как для всех вместе, так и для мальчиков и девочек в отдельности. Кто не вспоминает себя в подростковом возрасте, когда так много вопросов о взаимоотношениях полов и так хочется доверительной беседы со взрослым, которому можно эти вопросы задать и который не оборвет и не устыдит за чрезмерное любопытство.

От чего хотелось бы предостеречь педагога, планирующего беседу с подростками, так это от вываливания всего материала сразу. Для беседы (не лекции) подойдет любое одно исследование, о котором можно поговорить всем вместе. Тогда будет время выслушать всех, узнать, что думает каждый присутствующих, какие ассоциации у него возникают, то есть что он вспоминает в связи с данным исследованием, и что ему хотелось бы сделать или узнать.

Что может сделать медицинский работник в школе

Врач или средний медицинский работник в школе, в зависимости от его личностных особенностей и его устремлений, может стать человеком, к которому стремятся пытающиеся решить свои многочисленные подростковые проблемы мальчики и девочки. В ряде школ медицинские пункты становятся настоящими клубами, куда стремятся не избалованные родительским вниманием и информацией по важным вопросам подростки.

Достаточно традиционными в большинстве школ являются встречи школьной медсестры отдельно с мальчиками и девочками пубертатного возраста, на которых обсуждаются вопросы полового созревания. Достаточно логичным могло бы быть добавление в программу этих встреч темы, рассмотренной в данной книге.

Если медицинский работник вместе с классными руководителями организует серию классных часов на темы курения, это может стать важным шагом к решению данной проблемы в масштабах всей школы.

Но очень важно, чтобы эту работу проводили только некурящие люди. Если курящий начинает заниматься профилактикой курения, то его участие, в конце концов, сводится к отстаиванию собственного выбора курильщика.

Что может сделать подростковый врач в поликлинике

Дети взрослеют и переходят из детской сначала в подростковую, а затем и во взрослую сеть. Очень верно, когда врач, впервые встречаясь с новым пациентом, задает вопрос о курении. Даже если некоторые пациенты предпочитают выразить оскорбленное возмущение, важно не переставать задавать этот вопрос. Но не менее важно то, чтобы врач не ограничивался только вопросом, но обязательно высказывал дополнительные комментарии. Если подросток отвечает, что не курит, врачу следует поощрить его в этом и привести какойто запоминающийся аргумент, почему важно не курить. Если же подросток отвечает, что курит, необходимо, чтобы врач предпринял действия по оказанию помощи в прекращении курения. Уместным вмешательство подросткового врача может быть в том случае, когда он встречается с подростками диспансерной группы. На прямой вопрос о курении некоторые подростки склонны отвечать отрицательно, даже если они экспериментируют с сигаретами. Однако врач может показать связь с курением именно того заболевания, которым страдает его пациент.  


Понравилась статья? - Поделись ссылкой с друзьями или отпечатай на память.
Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo-ski (20.06.2013)
Просмотров: 889 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright© МАФСУ "СШОР № 3" 2024
Платные услуги
Платные услуги населению
ГОСУСЛУГИ ДЛЯ ВАС
ВФСК "ГТО"
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 311
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0