Пятница, 29.03.2024, 19:03

МАФСУ "СШОР №3" г.Кемерово - Официальный сайт
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
"Спортивная школа олимпийского резерва №3"

ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [16]
Поиск
Полезные ссылки

Сайт государственных и муниципальных учреждений



Официальный интернет-портал правовой информации

Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово
Бережливое производство

 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В.П. ИСАЕВ
ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

МОУ «Лицей № 89», г.Кемерово

Проблема здоровья становится особенно актуальной в настоящее время. Интенсификация учебного процесса и существующая его организация, способствует искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. Гипокинезия учащихся не компенсируется существующей организацией физического воспитания в школе.
Здоровье появляется не тогда, когда лечится болезнь, а когда его творит сам человек. В школе как раз и должна сложиться система формирования культуры здорового образа жизни, культура отношения к собственному здоровью, как к главному фактору успешной учебы и подготовки к жизни. Цель физической культуры – здоровье ребенка: в здоровом теле – здоровый дух. Это не просто девиз. Это цель работы учителя физической культуры. Главное - не учить, а формировать и развивать. Учитель, максимально используя стремление детей к движению, к игре, должен формировать у них сначала неосознанную, а потом и мотивированную потребность в двигательной активности.
Урок физической культуры слишком отличается от остальных дисциплин. Это понятно каждому. Но пока ему не придается должного значения. Многое из изученного в школе, так или иначе, придется забыть, поскольку избранная в будущем профессия вряд ли потребует знаний по всей школьной программе. А вот физическое развитие, навыки сложных двигательных движений, умение реагировать на нагрузки, восстанавливать ресурсы своего организма, снимать стрессовые ситуации за счет внутренних ресурсов, да и просто самоутверждение, формируемое в процессе изучения предмета «физическая культура», наверняка будут иметь значение для каждого в течение всей жизни.
Пока единственным вариантом сохранения здоровой и жизнеспособной нации является комплексное, научно обоснованное развитие физической культуры именно за счет образовательных учреждений, поскольку они были и остаются единственным институтом в данной области для детей.
В областных и городских средствах массовой информации в течение последних десяти лет неоднократно появлялись материалы (в том числе сюжеты на местных телеканалах и ГТРК «Кузбасс») об уникальном опыте оздоровления учащихся, наработанном в лицее № 89 (до 2001 года – гимназии № 89) г. Кемерово. Но в качестве примера хотелось бы привести отрывок из материала юного автора Анны Даутовой, тогда учащейся гимназии, (опубликован в детской газете «Свежий ветер» и в сборнике «Я – кемеровчанин») «Да здравствует сауна!»:
«На улице - около -20 градусов. Я ежусь и сержусь на себя, что оставила дома перчатки. И тут… дверь гимназии открывается, выбегают девчонки лет восьми-девяти в одних купальниках (!). От них идет пар и вкусно пахнет травами и пихтовым маслом. Девчонки, визжа, побарахтались в снегу и побежали обратно, в школу, попутно позируя объективу фотоаппарата. Я - в откровенном шоке. Меня, честно говоря, сейчас под прицелом не заставили бы повторить их подвиг. Это же смерти подобно! А они - ничего, живые, еще и улыбаются и играют в "Светофор" (правда, уже в школе). В общем, дети как дети. Только уж больно здоровые…
«Можно я еще что-нибудь расскажу?» - Настя Глебова - самая, простите, болтливая из девчонок из 2 "Г", которые с нетерпением ждут очередной порции ароматного пара. Их много: Даша Хардина, Яна Тозыякова, Маша Псарева, Ксюша Клюева, Аня Самощенко и другие. Все они ходят в сауну уже не первый год.
Наперебой, запинаясь, они рассказывают: «Мы такие здоровые стали! Мы выходим на улицу, обтираемся снегом, а кто болеет, тот в спортзале занимается. Потом мы моемся холодной водой. Владислав Павлович нам спину мажет пихтовым маслом. Всем нравится, когда нас парит Владислав Павлович. По спине проходит горячий пар. Это чтобы мы не болели». Смотрю я на этих пышущих здоровьем девчонок, радуюсь за них и завидую (по-доброму, конечно). Вот бы меня так во втором классе Владислав Павлович веником! Мечты, мечты…
На вопрос об обморожениях они хором категорически отвечают: "Нет! Ничего никогда не отмораживали и не болеем. На улицу выбегаем в хо-о-о-лод, в самый хо-о-о-лод!" Да в принципе-то верится, когда видишь эти румяные щеки и блестящие глаза. Утверждают, что не болеют и ничего никогда не замораживали не только второклашки: поговорила я и с семиклассниками - Челмакиным Димой и Мехтиевым Ульфаном - и с пятиклассником - Мерзляковым Колей. Результат – такой же.
Некоторые ходят в сауну уже четвертый-пятый год! Можете себе представить, какими они вырастут?! Кстати, я стала замечать, что физкультура-то развивается! Согласитесь, у нас в гимназии ей сейчас уделяется гораздо больше внимания, чем лет пять назад. Поняли, поняли, наконец, что спорт и здоровье - неотъемлемая часть жизни. Ура! Да здравствует сауна, да здравствуют тренировки по баскетболу, да здравствует Исаев Владислав Павлович, наш любимый учитель физкультуры и тренер, да здравствуют, в конце концов, простые уроки физкультуры каждую неделю! Ура! Ой, чего это я? В общем, ура, товарищи! (Анна Даутова. 2001.)
Устами младенца, как говорится, глаголет истина. В этом примере «детским языком» ученицы высказана главная цель работы, заключающаяся в том, чтобы дети, пробуя на себе, как бы незаметно для себя, вырабатывали стойкую привычку вести «здоровый образ жизни», закаляться, двигаться, вести активный образ жизни, «быть здоровыми».
Целенаправленная работа по развитию у школьников навыков здорового образа жизни в лицее № 89 началась в 1994 году. В каждой параллели, в первую очередь, в начальной школе, были созданы «спортивные» классы для обычных детей (причем, включая детей с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями) с дополнительной программой обучения правилам здорового образа жизни.
Оздоровительная программа была создана на основе курса обучения игровым видам спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол), таящим в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических и умственных способностей детей. А также базисных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, и особенно лыжная подготовка. Вводилось обязательное обучение плаванию в начальной школе. И поскольку в лицее для детей была построена сауна, она стала важной частью в программе оздоровления и закаливания младших и старших школьников.
С целью реализации программы в лицее были перестроены из классных комнат и подсобных помещений тренажерный зал, малый спортивный зал, лыжная база (в настоящее время в ней насчитывается сто сорок пар лыж). Отремонтированы и оборудованы тренажерами большой и малый спортивные залы.
Основной базовой частью, прошу заметить с 1994 года, стали уроки физкультуры три раза в неделю, раз в неделю – занятие в бассейне. Кроме этого дополнительные занятия по подвижным и спортивным играм. Дети начальных классов проходили необходимое лечение (по договору) в детском санатории «Журавлик».
Регулярно, раз в неделю, для учащихся было предусмотрено посещение сауны, закаливающие процедуры. О разделе программы «оздоровительная сауна» следует сказать отдельно. Он нетипичен и отличается от традиционных учебных курсов. На занятиях реализуются следующие задачи: оздоровление школьников, закаливание, повышение адаптационных возможностей организма средствами сауны, улучшение психоэмоционального состояния; снятия стрессов, напряжения, утомления и переутомления; формирование информационной базы, позволяющей растущей личности самостоятельно реализовывать потребность в здоровом образе жизни посредством закаливания, формирование умений правильного закаливания и использования сауны с целью оздоровления.
Дети этих «спортивных» классов в течение учебного года почти вполовину меньше пропускали занятия по болезни, практически не болели простудными заболеваниями, у многих не обострялись ранее приобретенные хронические заболевания. К концу четвертого класса все дети умели плавать. Не говоря уже о том, что свободное время эти школьники привыкли проводить активно – на лыжных трассах в Сосновом бору Рудничного района, на спортивных площадках школьного двора. Таким образом, не обладая от рождения высоким уровнем физического развития, дети постепенно улучшали свой потенциал, лучше учились, успешнее реализовались в дальнейшей жизни.
Школьное физическое воспитание поможет оздоровить нацию. Кадры, максимальная материальная база и трехразовые, физиологически обоснованные программы, направленные на развитие и оздоровление человека – вот что нужно для этого. Уже доказано, что два урока в неделю не дают достаточной физической нагрузки для ребенка, а значит, физиологических сдвигов в его развитии. То есть работа идет вхолостую. Более пяти лет назад министерство просвещения подтвердило необходимость введения трех уроков физкультуры во всех школах России. Но, как говорится, воз и ныне там. В большинстве образовательных учреждений предпочитают ждать, когда для этого создадут условия. И в лицее № 89, где так успешно начала реализовываться программа оздоровления школьников, в настоящее время тенденции значительно снижены, главное это сдача ЕГЭ, считает руководство.
Физическая культура – это оздоровительная, закаливающая и всесторонне воспитывающая работа. Работа на воздухе почти круглый год, которая не требует большого количества новых залов, на что ссылаются руководители школ, отказываясь от введения третьего часа. Зачастую, третий час заменяют на узкие, вспомогательные виды (танцы, аэробика и пр.), с привлечением неквалифицированных кадров, далеких от предмета физической культуры. При этом теряется смысл введения третьего часа, который помогает выстроить целостную систему обучения и воспитания сложных двигательных навыков и умений, жизненно необходимых каждому ребенку в его дальнейшей жизни, будущей работе.
Отдельным разделом в физическом воспитании следует обозначить обучение плаванию детей начальной школы. Этот четвертый час в начальной школе можно проводить в группах продленного дня, в послеурочное время один, два раза в неделю.
Оборудование небольшой школьной сауны, где детям начальной школы будут прививаться навыки закаливания и здорового образа жизни, как это видно на примере лицея № 89, – не такая большая проблема для школы. А польза – колоссальная.
В работе образовательных учреждений необходимо развивать деятельность различных спортивных кружков и секций. Не дети должны идти к тренеру, а тренеры должны идти в школы. В настоящее время выделяется очень мало часов для этой работы и. соответственно, ставок тренеров. Редко проводятся школьные спортивные соревнования и спортивные праздники, особенно в начальной школе.
Практически остаются без внимания учащиеся специальной медицинской группы. А ведь правильно оборудованные для занятий спецгрупп, школьные медицинские кабинеты могут оказать большую помощь в реабилитации учеников во время и после болезней.
В зависимости от конкретных условий в каждой школе можно найти условия для проведения не только трех, но даже и четырех – пяти уроков в неделю. И опыт такой работы есть в нашей области. Выделение помещения для небольшого тренажерного зала и зала для аэробики–хореографии (по специальной программе) также поможет и разгрузить большие школьные залы, и привлечь большее количество детей к регулярным занятиям физической культурой.
Хотелось сказать о большом значении такого дела, как создание в каждой школе, лыжной базы с необходимым количеством лыж, палок и ботинок для прохождения учебного материала по лыжной подготовке не только для старших классов, но и для начальной школы. Четыре месяца в учебном году можно заниматься лыжами. Вот еще одно средство для разгрузки залов, и для закаливания учащихся. Мини-футбол на улице в октябре, марте, еще один способ разгрузки залов и закаливания учащихся.
Задача формирования здоровья ребенка должна решаться путем создания целостной системы по приобретению и сохранению его физического, психического, социального благополучия. Когда в образовательных учреждениях будут придавать большое значение решению этой задачи – здоровье людей, а значит, качество жизни каждого человека станет намного лучше.

Понравилась статья? - Поделись ссылкой с друзьями или отпечатай на память.
Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo-ski (08.03.2012)
Просмотров: 1092 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright© МАФСУ "СШОР № 3" 2024
Платные услуги
Платные услуги населению
ГОСУСЛУГИ ДЛЯ ВАС
ВФСК "ГТО"
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 311
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0